Как не стать жертвой мошенников от благотворительности

Рекомендации президента МБОО «Справедливая помощь Доктора Лизы» Константиновой Татьяны.

Я руковожу уже третьей НКО (некоммерческой организацией). А до этого была донором, т.е. жертвовала деньги сама. Я была такая же как и вы, т.е. хотела помогать, но не всегда знала как это сделать наиболее эффективнее.
Мой опыт работы с адресными пожертвованиями составляет уже больше 8 лет и вот какие общие выводы отсюда выношу:

  1. Не все те, кто просит о помощи, действительно в ней нуждаются. Банально? До работы в НКО я была уверена в обратном.
  2. Одно из самых опасных разочарований — потеря доверия. Человек переживает это остро и зачастую, заодно с «виновником торжества», перестаёт верить вообще всем.
  3. Жертвовать деньги — не просто акт милосердия, но и большая ответственность за то, как эти деньги будут потрачены. Поэтому утешение формата: «Их бог накажет за обман», не очень работает. Безумно горько видеть, как деньги легко приходят к мошенникам, в т.ч. «профсоюзу попрошаек» на улице и не попадают к действительно нуждающимся.
  4. Не стоит близко сходится с тем, кто просит у тебя денег (если только это не твой знакомый). Лучше иметь профессионального посредника, который проверит историю просящего на чистоту и умеет вовремя сказать твёрдое нет, в случае, если просящий захочет зайти дальше. (Такое тоже не редкость. До сих пор приятельствую с мужчиной, который позвонил мне со словами: «Вы в фондах все мошенники, я вам не верю» и попросил напрямую связать с семьёй больного. А когда семья эта крепко села на шею «отцу родному» (не придуманный эпитет) и стала ненавязчиво просить купить им еще и автомобиль, человек этот позвонил мне с просьбой оградить его от наглецов).
  5. Деньги надо перечислять в организации: НКО, лечебное учреждение, реабилитационный центр и т.д. Их деятельность строго регламентирована и подконтрольна. Как только деньги попали на личный счёт больного – вы теряете контроль за их адресным использованием. Всё.
  6. Правильно работающие НКО — это удобный инструмент для вас, чтобы помочь другим.

Итак, что же делать, если к вам обратились в сети/на улице/в транспорте за помощью?

  1. Никому не верьте на слово. (К слову, незнакомым НКО тоже не верьте, пока не проверите).
  2. То, что у вас несколько общих френдов, ничего не значит. Некоторые люди добавляют к себе во френды довольно большое количество незнакомых людей, по самым разным причинам.
  3. Попробуйте найти в тексте эмоциональные крючки. То, что быстро включает эмоцио, отключает рацио, на что нас можно поймать. «Поможем ангелочку», «врачи-убийцы», «детки», «я знаю, вы добрые неравнодушные люди», «завтра застрелят 20 несчастных овчарок». МНОГО КАПСЛОКА И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ!!! Это вот всё заводит вас и не позволяет анализировать информацию.
  4. Посмотрите на имя просящего. Оно должно быть правдоподобно, а не «мама Валерочки» и т.д.
  5. Возьмите кусок текста, с которым к вам обращаются и тупо забейте в поисковик. Посмотрите, на каких ресурсах размещена эта просьба, как автор общается с другими людьми. Проверьте, не взята ли история ребёнка (обычно просьбы касаются детей, со взрослыми мошенники не работают – на взрослых почти не жертвуют) с сайта какого-нибудь фонда.
  6. Если увидите, что подобная просьба висит на сборе у фонда, аккуратно, невзначай поинтересуйтесь у просящего: «Ой, а вам, получается, вообще никто не помогает? Самим приходится деньги искать?» Посмотрите, что вам ответят. Расскажут про фонд, уже хорошо. Начнут жаловаться на всеобщее равнодушие – делайте выводы.
  7. Вообще не стесняйтесь задавать как можно больше вопросов. «Какая больница? Как зовут врача? (потом не забудьте проверить данные) и т.д. Настоящих нуждающихся вы не обидите, они будут отвечать уверенно, спокойно, с подробностями. Мошенники же будут путаться в показаниях или сливаться. Чем тратить время на вас, въедливых, в сети всегда можно найти менее внимательных жертв.
  8. Все нормальные честные сборы содержат в открытом доступе медицинские документы больного и подробный отчёт о собранных средствах. Если этого нет, на просьбы показать документы люди не реагируют, а деньги собираются массой способов, в т.ч.на номер мобильного телефона, то скорее всего, дело тут нечисто.
  9. Вообще посмотрите, бьётся ли информация в тексте друг с другом. Ну, например, адресат, представившийся матерью ребёнка-инвалида пишет, что живут они в Москве в Чертаново. Семья из трёх человек, один школьник, второй инвалид. Отец ребёнка не помогает вообще, живут на пенсию ребёнка по инвалидности, мать не работает, квартиру снимают. Вопрос: сколько сейчас стоит снять квартиру в Москве? Какой размер пенсии? Ну и т.д. не стыкуются сведения. А чуть ниже еще смотришь, а там система написала, что письмо данное отправлено с айфона. Вот тебе и несчастная семья, живущая на одну пенсию.
  10. Про «не верьте на слово» писала уже? Еще напишу. Помните, в самом начале я говорила, что до работы в фонде была уверена, что если уж человек попросил о помощи, значит всё, край, ему действительно нужно. Ничего подобного. Многолетний опыт показал, насколько я была наивна.
    Проверять надо всё и вся, в том числе медицинскую составляющую просьбы. Например, действительно ли ребёнку в терминальной стадии онкологии необходимо лететь в Сингапур, за несколько тысяч километров, в другую климатическую и сан эпидемиологическую обстановку, не берусь вам сейчас назвать за сколько миллионов рублей?

Что же делать?

Помогать, конечно. Только, в целях сохранения ваших сил, времени, денег и веры в человечество, используйте уже работающий инструмент – НКО, сотрудники которого сделают всю ту работу, которую я описала выше. Поговорят, выяснят, проверят и только потом вывесят у себя на сайте.

Вам просто надо выбрать те НКО, которым вы доверяете, с которыми хотели бы сотрудничать. Вот эту работу за вас никто не сделает. Мне в своё время было важно знать, кто же эти люди, что потом распоряжаются моими деньгами. Я поехала и познакомилась с ними. Увидела живых людей, а не буковки на экране, их реакции. Позадавала вопросы, выяснила для себя важные вещи и потом уже спокойно жертвовала.

Возможно кто-то из вас сейчас досадливо поморщился: Ну,вот, пела-пела и в конце всё равно агитирует за фонды. Ответ тут простой – менеджментом от благотворительности, как и любым другим делом, должны заниматься профессионалы. Только тогда мы максимально убережем себя от разочарований, потери денег и получим нужный нам, а не обманувшему нас дяде результат.

Подозреваю, что на какие-то вопросы ответила, а какие-то возникли. Готова ответить и рассказать еще больше. Неоднократно видела обманутых и разочаровавшихся людей. Знаю как тяжело, порой, это переносится и как один мошенник может на всю жизнь отбить желание помогать вообще кому-либо. Поэтому всё, что в моих силах, расскажу и объясню.

Вопросы можно писать по адресу: president@doctorliza.ru